Дела о соответствии конституции нормативных актов государственной власти

Дела о соответствии конституции нормативных актов государственной власти

Не допускается создание чрезвычайных судов. Судьями России могут быть граждане, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Федеральный закон может устанавливать дополнительные требования к судьям судов России. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и федеральным законам.

Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Судьи несменяемы – полномочия судьи могут прекращаться или приостанавливаться в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Порядок обжалования нормативно-правовых актов

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РФ.

Ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.» «Прямое действие» Конституции означает, что любое лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, основывая свои требования непосредственно на Конституции.

независимо от того, имеются или нет другие нормативные акты, регулирующие оспариваемые отношения.

Правовой основой его деятельности является ст. 125 Конститу­ции, а также Федеральный конституционный закон «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.

(СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447). Результатом рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов названных ранее органов исполнительной власти может быть признание их не соответствующими Конститу­ции, что влечет за собой их отмену в установленном порядке. Они не могут применяться органами и должностными лицами.

Право на обращение в суд по указанному основанию принадле­жит Президенту РФ, Правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ.

Конституция РФ 1993 г.

расширила и уточнила компетенцию Конституционного Суда РФ; статья о нем (статья 125) — одна из самых больших в конституционном тексте. Первая и в принципе основная функция Конституционного Суда — проверка соответствия Конституции РФ . федеральных законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства); конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов федерации, кроме тех, которые относятся к сфере их исключительного ведения (статья 73 Конституции РФ); договоров между органами государственной власти федерации и ее субъектов (имеются в виду как многосторонние федеративные договоры, так и двусторонние); международных договоров РФ (так как они являются составной частью правовой системы РФ), с той, однако, оговоркой, что проверке подлежат международные договоры, еще не вступившие в силу.

Принципы деятельности Конституционного Суда

разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.