Социологическая школа права эрлиха

Социологическая школа права эрлиха

Изучив около 600 томов решений немецких, австрийских и французских судов, он пришел к выводу, что для получения полной картины правовой жизни юристу недостаточно знать судебные дела. Перед судом, по его мнению, предстает лишь частица правовых отношений. Е. Эрлих строит свою правовую концепцию исходя из принципа:

«право определяется социальными отношениями, обществом»

.

Под обществом он понимал совокупность «союзов», которые подразделил на самобытные и новые. Самобытные союзы — это род, семья, семейная общность, которые зарождаются внутри общества и являются как бы «естественными» образованиями.

Социологическая юриспруденция Е

Роско Паунд, глава этой школы, начал разрабатывать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего творческого пути сумел свести воедино свои разработки в 5-томной “Юриспруденции” (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Паундом как “инструментальный прагматический подход” к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущестеенно как “инструмент социального контроля”. Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название “юридическая социальная инженерия”, авторство которого также приписывается Паунду.

Ценности и постулаты изображены Паундом как идеальные вечные начала.

Евгений Эрлих – свободное право

Живое право составляют «факты права », подразделяемые Эрлихом на четыре типа.

К первому типу он относит обычай, на основе которого регулировалась жизнь в самобытных союзах. Новые союзы, в отличие от самобытных, опираются преимущественно не на обычай, а на правовые документы — договор, закон, конституцию. Второй тип — господство — это правовые факты, связывающие правовой статус, то есть совокупность и обязанностей, индивида с его социальным статусом.

Третий тип — владение — отражает факт обладания и свободного распоряжения материальными ценностями и благами. Из владения вырастает право частной собственности.

Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому», «книжному» праву «живое», «право в действии».

Сторонники социологического направления критиковали формально-догматический, нормативный подход к праву, который называли «юриспру­денцией понятий». Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет ре­альных процессов, происходящих в правовом регулировании , их изучение на основе конкретно-социологических методов.

В этом же русле находится, ска­жем, постановка вопроса об эффективности правовых норм, которой в свое время уделялось значительное внимание в советской юриспруденции.

Тема 24

Л. Дюги, М. Ориу, Ж. Ренар Социологическая юриспруденция и реалистическая школа права Теория элит и технократии 1.Нормативистская теория права Г. Кельзена Основные произведения: «Чистая теория права», «Общая теория норм» (осталась незавершенной) и др.

Г. Кельзен является представителем юридического (легистского) неопозитивизма, являющегося вместе с классический юридическим позитивизмом частью юридического позитивизма.

Юридический неопозитивизм – направление правовой мысли, объясняющее право «в чистом виде», не прибегая к объяснению через социологическое понятие государства и другие социальные явления.

Школа свободного права Е

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА По дисциплине: «История политических и правовых учений» Тема: «. Эрлиха» Выполнила студентка группы ЮТ-91 Преподаватель: Кураптев А.О. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВА ШКОЛА СВОБОДНОГО ПРАВА ЕВГЕНИЯ ЭРЛИХА (1862 -1922) Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества, привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса.

Социологическая концепция права это

К. Рененкамфа:

«что не осуществляется, то не может быть признано правом»

. В конце XIX — начале XX вв. русский теоретик С.

А. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: «вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы — атрибут правопорядка». Для С. А. Муромцева право — порядок человеческих взаимоотношений.

При таком подходе (в последующем получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом.

Сходных позиций придерживались М.

М. Кистяковский, опубликовавший ряд фундаментальных работ по социологии права, Н.