Типовой регламент взаимодействия банка с коллекторским агентством

Госдума приняла первый закон о коллекторской деятельности

Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22:00 до 8:00 и в выходные дни с 20:00 до 9:00 по местному времени. Устанавливается максимальное количество звонков и СМС-сообщений должнику в течение дня, недели, месяца.

Нормы закона распространяются на заемщиков-физлиц, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Штраф за нарушение регламента взаимодействия с должником увеличен в 10 раз — до 2 млн рублей. Также документом устанавливаются требования к коллекторским организациям.

Уставный капитал коллекторского агентства должен составлять не менее 10 млн рублей, а коллекторская деятельность должна быть основной деятельностью организации, которая имеет право заниматься взысканием задолженностей.

Изменения в процедуре взаимодействия должников с коллекторами

Ввиду расширения функционала ФССП начала разработку соответствующей нормативной документации. Среди прочих документов будут созданы типовые формы заявлений должника об установлении порядка взаимодействия с коллекторами.

Проект Приказа

«Об утверждении форм заявлений об ограничении или прекращении взаимодействия с должником»

опубликован на едином портале для размещения нормативно-правовых актов.

Согласно российскому законодательству должник вправе направить кредитору либо тому, кто действует от его имени и (или) в его интересах, например, коллекторскому агентству, заявление, о порядке взаимодействия с ним, или об отказе от такого взаимодействия.

Дежурные по банкам

Предложения от банков по цессии все чаще поступают не только на полугодовой, но и на ежеквартальной и даже на ежемесячной основе.

Поэтому на ближайшие 2-3 года наиболее востребованной услугой для банков будет выкуп коллекторскими агентствами проблемных портфелей.

Можно констатировать, что на сегодняшний момент взаимодействие банков и профессиональных взыскателей — коллекторских агентств является обыденной нормой. Подавляющее большинство финансовых институтов давно и успешно использует это сотрудничество в рамках минимизации рисков при кредитовании и оптимизации операционных процессов, связанных с взысканием просроченной задолженности.

9 советов при общении с коллекторами и службами взыскания банков

Закон молод и первое время может игнорироваться недобросовестными сотрудниками коллекторских агенств.

Поэтому, рекомендуем записывать разговоры с взыскателями. И в случае некорректного общения с Вами незамедлительно жалуйтесь в Федеральную службу судебных приставов России. Для этого достаточно зарегистрироваться на официальном сайте http://fssprus.ru/ и через раздел «Онлайн-приемная» отправить жалобу, приложив подтверждающие нарушения закона со стороны коллекторов документы.

Это поможет закону заработать в полную силу. Коллекторы обязаны представиться перед началом разговора.

Вам обязаны сообщить: ФИО; должность; название организации; уточните, на каком основании они занимаются Вашим долгом.

Как правильно пожаловаться на коллектора

В первую очередь, необходимо четко прояснить, из какой компании звонят должнику – это банк, МФО или коллекторское агентство.

А также кому принадлежит долг – все еще банку и МФО (при этом коллекторское агентство может работать с ним по агентской схеме, на аутсорсинге) или долг уже продан коллекторам (в рамках договора цессии, обычно при этом меняются реквизиты для оплаты задолженности).

В последнем случае выяснять отношения с первичным кредитором, выдавшим заем, уже практически бесполезно. При общении с МФО прежде всего нужно убедиться, что она состоит в госреестре микрофинансовых организаций.

Финтех – лишь модное название

Обратимся к истории. Платежная карта, ставшая впоследствии картой VISA, была создана в Bank Of America в 1958 году и называлась BankAmericard.

Сначала Bank Of America развивал карточное направление бизнеса в одиночку, а затем открыл франчайзинговую программу, которая со временем превратилась в межбанковскую ассоциацию для ведения карточного бизнеса.

В 1976 году карта получила новое имя VISA.

К 2007 году межбанковская ассоциация VISA трансформировалась в юридическое лицо – открытое акционерное общество, акции которого обращаются на бирже. Чем занимается платежная система VISA, как не оказанием финансовых услуг с помощью программного обеспечения? Мыслимо ли обрабатывать десятки тысяч транзакций в секунду без программного обеспечения?

Очевидно, что нет. Оператор платежной системы VISA компания VISA Inc.